Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В
групповых помещениях МБДОУ обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Учреждение
укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую
деятельность: учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, инструктор по плаванию, медицинский работник, педагог -
психолог.
При организации образовательной, игровой
деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется
коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки,
мягкие маты, батуты, релаксационное оборудование.
Официальный
сайт МБДОУ имеет версию для слабовидящих.
Дети с
ОВЗ небольшой и средней тяжести и инвалиды могут участвовать в образовательном
процессе на общих основаниях.
В МБДОУ
ЦРР "Ладошки" разрабатывается группа компенсирующей
направленности для детей с аутистическим
спектром. Группа создается с целью реализации права детей с ограниченными
возможностями здоровья на качественное и доступное образование, обеспечения
наиболее благоприятных условий для их воспитания, коррекции развития,
максимально возможной социальной адаптации и включения в общество. Основные
задачи группы:
-
обеспечение социальной помощи
детям с аутизмом и предоставление
им равных прав на образование с
нормально развивающимися детьми;
-
оказание содействия в коммуникации, взаимодействии с взрослыми и
детьми, социализации детей на
основе совместной деятельности, создание условий для социальной адаптации, преодоления
коммуникативных проблем;
-
развитие навыков самообслуживания;
-
формирование позитивных личностных качеств;
-
подготовка к школьному обучению;
-
обучение родителей (законных представителей) выбору оптимальных методов
и средств по развитию детей.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Спортивный и тренажерный зал.
В нашем детском саду имеется
спортивный зал, оснащённый стандартным оборудованием и нетрадиционным
спортивным инвентарем, тренажерный зал и спортивная площадка. Физкультурно -
спортивное оборудование нашего зала способствует укреплению здоровья и развитию
интеллектуальных способностей у детей.
Тренажерный зал. Занятия в тренажерном зале способствуют
укреплению сердечно - сосудистой системы, вестибулярного аппарата и
формирования правильной осанки детей в дошкольном учреждении, в которой
используется тренажеры разного типа.
Занятия детей в спортивном и тренажерном зале позволяют овладеть детям
полным комплексом упражнений, способствующих укреплению разных групп мышц рук,
плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию физических качеств -
сила, быстрота движений, ловкости, гибкости и общей выносливости, а это делает
ребенка подготовленным физически и активизирует его интерес к занятиям.
Одна из задач дошкольного образования – создание максимально условий для здоровья и гармоничного физического развития ребенка.
Занятия в бассейне, на наш взгляд, – наиболее гармоничная и "экологичная" физическая нагрузка, одно из эффективных средств укрепления здоровья и физического развития ребенка. Не перегружая детский организм, оно тренирует максимальное количество органов и систем. В воде ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости, его опорно-двигательный аппарат разгружается от давления тела. Это создает условия для профилактики нарушений осанки, увеличиваетдвигательные возможности организма.
Систематические занятия в
бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Это происходит
благодаря ритмичной работе мышц при преодолении сопротивления воды. Плавание
является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп),
очищения потовых желез, способствует активизации кожного дыхания и
обильному
притоку крови к периферическим органам.
Основной целью нашей работы является:
- закаливание и укрепление детского организма;
- обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями;
- создание основы для разностороннего физического развития (развитие и
укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистой, дыхательной и
нервной систем.);
- предоставление детям возможности научиться плавать;
- преодоление чувства страха и боязни воды.
Сенсорная комната.
Каждый ребенок, находящийся в дошкольном
возрасте, активно познает окружающий мир, буквально впитывая основные знания о нем.
Однако уровень эффективности зависит от того, насколько разнообразными и
богатыми будут сенсорные ощущения малыша. Именно от этого во многом зависит не
только его развитие, но и психическая, физическая и эмоциональная составляющая.
Одним из лучших на сегодня
инструментом, с помощью которого ребенку будет не просто полезно, но также
максимально весело и интересно познавать окружающий мир, является сенсорная
комната. Сенсорная комната — это особая предметно-развивающая среда, которая
насыщена разного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами.
- Пузырьковые колонны (стимуляция
органов зрения, осязания, достижение чувства равновесия и развитие
внимательности);
развивающие панели (стимуляция слуха и зрения,
развитие фантазии и воображения);
- Пучки фиброоптических волокон
(безопасное волокно, которое не нагревается; способствует развитию внимания);
- Тактильные панели (развитие
моторики, активизация деятельности мозга);
- Сухой душ и сухой бассейн (для
релаксации, развития мышц, а также для проведения развивающих игр);
- Мягкие модули различной
конфигурации (мягкие модули для детского сада призваны обеспечить безопасность
и чувство комфорта для малышей);
увлажнители воздуха и ионизаторы;
- Музыкальные системы, зеркальные.
Кабинет педагога - психолога.
В соответствии с требованиями ФГОС условиям
реализации основной образовательной программы дошкольного образования, требованиями
к еѐ психолого-педагогическим условиям реализации, а так же требованиями к развивающей
предметно-пространственной среде в нашем детском саду оборудован и успешно
функционирует кабинет педагога - психолога. Он является одним из звеньев единой
системы психологической службы образования, а также социальной помощи семье и
детям. Условия деятельности, организация места работы практического психолога
имеют немаловажное значение в повышении эффективности психологической службы
образовательного учреждения.
Развивающая
предметно-пространственная среда кабинета обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства для работы психолога, содержит
перечень материалов, оборудования и инвентаря для развития детей возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, и укрепления их здоровья,
учета особенностей и коррекции недостатков их развития, позволяет обеспечивать
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного
возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для
уединения.
Предметно-пространственная среда
обеспечивает реализацию различных коррекционных и развивающих программ с учетом
возрастных особенностей детей. Является доступной и безопасной.
Образовательное пространство
кабинета оснащено всеми необходимыми средствами обучения и воспитания (в том
числе техническими):
- Мягкий модуль "В кругу
друзей"
- Мат гимнастический с кочками
- Мольберт растущий со счетами
- Сенсорный пол Жидкий (жидкая
плита)
- Надувная груша-неваляшка
- Бизиборд Ежик
- Дидактическая панель "Времена
года"
- Прозрачный мольберт
- Мультстудия Облако 3D
- Комплект фонов "Времена
года"
- LEGO "Кубик" Лего+Дорога
- Железная дорога (69 элементов)
- Конструктор Сенсорные блоки (16
деталей)
- Цветной песок
- Набор 15 цветов по 1 кг.
- Набор для рисования Миди 21
прдеметов
- Стол-световой для рисования песком
- "Зайчонок" навесной
интерактивный комплекс
- Многофункциональный комплекс
"Творческая лаборатория"
- "Виртуальная комната"
проектор.
Данное оснащение обеспечивают
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и
водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных и коммуникативных играх. Внешнее содержание
кабинета способствует эмоциональному развитию детей и дает возможность их
самовыражению.
Кабинет учителя - логопеда.
С целью логопедического коррекционно-развивающего
воздействия в ДОУ функционирует логопункт. Деятельность, которого направлена на
устранение речевых дефектов у детей (совершенствование звуковой культуры
развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, формирование
грамматического строя речи, обогащение словарного запаса) а также на предупреждение
возможных трудностей в процессе школьного обучения (профилактика дисграфии,
совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности
к обучению в школе). Деятельность учителей-логопедов осуществляется в
специально оборудованным логопедическим кабинетом.
Кабинет логопеда оснащен дидактическим и учебным материалом, который
обеспечивает проведение эффективной логопедической работы как с детьми с ОНР,
ЗРР, так и с детьми с ОВЗ.
Пространство визуально разделено на следующие зоны:
1. Артикуляционная – настенные и индивидуальные зеркала, плакаты с
артикуляционной гимнастикой;
2. Зона дыхания – игры, упражнения и материалы для развития речевого
дыхания;
3. Зона развития слухового восприятия – музыкальные инструменты, игрушки,
картинки с эмоциями.
4. Зона развития общей моторики – пособия, пальчиковые игры на развитие
мелкой моторики;
5. Методическая зона – конспекты, библиотека методической литературы;
6. Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для
развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука,
картотеки (чистоговорки, скороговорки и т.д.);
7. Мотивационная зона. Предполагает наличие предметов-поощрений за успехи
ребенка. Наклейки, медали и т.д.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объектов для
проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами в
детском саду нет.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека специальной
методической литературы находится в методическом кабинете, а также в каждой
возрастной группе. Во всех группах оформлены книжные уголки с художественной
литературой по возрасту детей, которые могут использоваться инвалидами и лицами с ОВЗ (кроме инвалидов по зрению).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы условия для
полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных
умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма,
развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный
зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги,
праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное
оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной
работы: гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь,
мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и
перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений
опорно-двигательного аппарата.
В каждой возрастной группе есть физкультурный уголок с
оборудованием для выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений,
атрибутами для подвижных игр, коррекционных упражнений.
Оборудование
и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям
гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий
отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для
воспитанников из числа детей - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья в МБДОУ ЦРР «Ладошки» организовано индивидуальное обучение на дому по
индивидуальному учебному плану в соответствии с заключением медицинской
организации о состоянии здоровья и обращением в письменной форме родителей
(законных представителей). Адаптированная программа разрабатывается с учётом
особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития
и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной
программы детский сад занимается
самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
В
образовательной деятельности используются следующие средства обучения,
предназначенные в том числе и для использования лиц с ограниченными
возможностями здоровья:
-
мультимедийные ( мультимедиа –проекторы);
— печатные
( методические пособия, книги, хрестоматии, рабочие тетради, атласы,
раздаточный материал);
—
электронные образовательные ресурсы (о сетевые образовательные ресурсы,
электронные энциклопедии);
—
аудиовизуальные (слайды, слайд–фильмы, видеофильмы образовательные, учебные
фильмы на цифровых носителях);
— наглядные
плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски;
—
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели
демонстрационные);
— тренажеры и спортивное оборудование.
При
использовании средств обученияучитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся;
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенностиздания
детского сада предусматривает наличие пандуса для заезда
обеспечивающий доступ инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Наличие подъемников в детском саду не предусмотрено.
В МБДОУ создаются условия
доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья:
·
Для маркировки дверей используются желтые круги.
·
Выделены желтымцветом краевые ступени на
лестницах.
·
Внутри детского сада на этажах имеются поручни для
передвижения лиц с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
·
Здание оснащено системами противопожарной
сигнализациии видеонаблюдением. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ
для перемещения по зданию учреждения предоставляется сопровождающее лицо.
Специальные условия питания
В учреждении организовано сбалансированное питание в
соответствии с примерным 10-дневным меню, в соответствии с действующими
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Также разработано специальное меню для воспитанников, с
заболеваниями, при которых необходимы специальные условия питания (сахарный
диабет, аллергия).
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья
воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется штатной медицинской сестрой.
Медицинский
блок состоит из:
·
Медицинский кабинет.
· Двух изоляторов.
·
Процедурный кабинет.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым
оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья
воспитанников проводятся следующее мероприятия:
· проведение профилактических осмотров;
· мероприятия по обеспечению адаптации в
образовательном учреждении;
· осуществление систематического медицинского контроля
за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим
состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим, гигиеническим
воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
·
осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На официальном сайте детского сада
есть опция для людей с нарушением зрения.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В работе с детьми-инвалидами и
детьми с ОВЗ используются общедоступные для всех детей электронные ресурсы:
интерактивная доска под руководством взрослых.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Интерактивные доски, столы,
планшеты, аудио – интерактивный ларец и др.